Автоматизация учета по МСФО

Автоматизация учета по МСФО

21.12.2020
Автоматизация учета по МСФО


Почему это важно

Согласно закону Украины № 4646-д, принятому в октябре 2017 г., для предприятий вводится обязательное применение международных стандартов при подготовке итоговой финансовой отчетности. Такое требование вступило в силу частично с января 2018 г., и в полной мере - с 01.012019 г.

Кого это касается

Перейти на МСФО в Украине с 1 января 2018 года должны компании, отвечающие таким критериям:
  • предприятия, представляющие общественный интерес (банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и пр.),
  • крупные предприятия,
  • предприятия, добывающие полезные ископаемые общегосударственного значения,
  • публичные акционерные общества.

При этом, если за 2018 год готовить отчеты по международным стандартам допускалось в добровольном порядке, то за 2019 год и далее такое требование становится обязательным.

В добровольном порядке применять МСФО могут любые предприятия. Кому это интересно? Это те компании, у которых есть иностранные инвесторы или кредиторы, у кого преобладают зарубежные потребители и партнеры, «дочки» международных компаний, «продвинутый» современный бизнес, стремящийся работать прозрачно, который видит перспективность перехода на международные стандарты.

В чем основные сложности

Среди правил, вступивших в силу с 01.01.2018 г., есть следующие:
  • Предприятия должны предоставлять свою финансовую отчетность на основе таксономии по международным стандартам в едином электронном формате, определяемом Минфином. Таксономия финансовой отчетности — это перечень определенных статей и показателей финансовой отчетности, который утверждает Минфин;
  • Предприятия, применяющие МСФО для подготовки отчетности, обязаны вести бухгалтерский учет по учетной политике МСФО начиная с момента предоставления первой своей отчетности по международным стандартам.

При добровольном использовании МСФО эти требования не являются обязательными. Однако общие правила предоставления отчетности предусматривают документальное подтверждение каждой хозяйственной операции. А этого можно достигнуть, если подготовка финансовых отчетов осуществляется именно по данным бухгалтерского учета.

На данный момент, согласно выводам ведущих аудиторов Украины и Совета по МСФО, уровень сходимости национальных стандартов ведения учета с международными приближается к 52 %, т.е. украинские стандарты только наполовину совпадают с МСФО. По этой причине предприятия, планирующие применять международные стандарты, сталкиваются с проблемой необходимости формировать отчеты по МСФО параллельно с регламентированными отчетами для государственных контролирующих органов. Не секрет, что значительную часть рабочего времени бухгалтеров занимает ведение налогового учета, который, хоть и стремится сблизиться с бухгалтерским, формируется по своим правилам и методологии. Значит параллельное ведение учета еще и по международным стандартам потребует от руководства предприятий дополнительных человеческих ресурсов с определенными знаниями либо привлечение аутсорсинговых компаний нужной специализации. И, если у предприятия единственным инструментом для учета по МСФО является Excel, то эта задача усложняется в разы.

Подходы к решению задачи

В мире существует два основных способа начать применение МСФО, которые использовали другие страны:
  • конвергенция (Convergence approach) – вариант, предполагающий внесение изменений в локальные стандарты таким образом, чтобы они соответствовали МСФО;
  • адаптация (Endorsement approach) – способ, предполагающий использование МСФО в качестве действующего стандарта отчетности без модификации; в этом случае локальные стандарты перестают применяться.
В нашей стране предприятия не могут применить адаптацию, поскольку отказаться от украинских стандартов нереально. По сути – приходится вести два учета параллельно. А вот конвергенция – это тот подход, который и предлагается использовать Минфином.

Однако не все так просто: во-первых, должна быть методологическая подготовка (выявить разницы между национальными стандартами и МСФО в компании, найти специалиста, изменить учетную политику и пр.). Во-вторых, очень желательно подготовить инструмент как минимум для формирования отчетности по МСФО, а в идеале – и для ведения учета по международным стандартам.

Логичным решением задачи подготовки отчетности по МСФО является автоматизация, которая позволит:
  • сократить время подготовки отчетности;
  • сократить трудозатраты;
  • повысить прозрачность;
  • повысить точность;
  • снизить риск возникновения человеческого фактора (ошибок).


Подходы к автоматизации

Универсальных моделей автоматизации МСФО нет, все компании уникальны и требуют индивидуального подхода. Однако есть примерные сценарии реализации автоматизации:
  1. Ведение параллельно регламентированного учета по национальным стандартам и учета по МСФО – фактически использование двух подсистем учета и двух планов счетов. При этом сценарии для автоматизации формирования отчетности по МСФО данные бухгалтерского учета транслируются в подсистему МСФО и там уже корректируются под международные стандарты, а те операции, которые отсутствуют в бухгалтерской подсистеме, добавляются в подсистему МСФО специальной функциональностью либо ручными проводками. Возможен вариант, когда операции, отличающиеся в МСФО от национальных стандартов, вообще не переносятся из бухгалтерской подсистемы.
  2. Трансформация МСФО — это подход, предполагающий внесение необходимых корректировок (поправок) в соответствии с МСФО в статьи отчетов, которые была сформированы ранее по национальным стандартам учета. Выполняться трансформация должна на отчетную дату. Фактически берутся итоговые финансовые отчеты предприятия из подсистемы бухгалтерского учета и трансформируются в соответствующие статьи отчетов по МСФО. Вносятся необходимые корректировки, с помощью которых устраняются обнаруженные различия и несоответствия между МСФО и национальными стандартами и добавляются результирующие данные по статьям, отсутствующим в бухгалтерской подсистеме.
  3. Гармонизация (адаптация) ведения учета по национальным стандартам под международные стандарты. Отдельной подсистемы МСФО не используется, план счетов – один, отчеты по МСФО формируются по данным бухгалтерского учета. В самой подсистеме бухгалтерского учета реализуется функциональность для отражения операций по международным стандартам (налоговый учет при этом остается прежним). Такой сценарий позволяет сделать отчетность прозрачной, стандартизированной, обеспечить доступность ее понимания для инвесторов, партнеров по бизнесу, кредиторов и других заинтересованных пользователей. При этом нет необходимости выполнять сверки между двумя учетами или корректировки бухгалтерских данных под международные требования. Кроме того, такой сценарий соответствует подходу Конвергенция и поощряется Минфином.


Инструменты автоматизации


IFRS_ru_2.jpg

Инструментом, который поможет предприятию решить задачу автоматизации МСФО, может являться один из программных продуктов:
  • BAS ERP,
  • BAS Управление холдингом,
  • Управление производственным предприятием для Украины.

Указанные программные продукты предполагают использование двух подсистем: бухгалтерского учета и МСФО, и в большей или меньшей степени обладают следующей функциональностью:
  • План счетов МСФО (отдельно от плана счетов бухгалтерского),
  • Инструмент настройки соответствия счетов учета и оборотов между счетами бухгалтерскими и МСФО,
  • Инструмент переноса данных из подсистемы бухгалтерского учета в МСФО,
  • Инструменты для отражения в МСФО операций, отличных от национальных стандартов (преднастроенные операции, такие, как учет нематериальных активов, и ручная операции, позволяющая ввести любую проводку),
  • Набор финансовых отчетов по МСФО.

Таким образом, данные программные продукты в типовой комплектации можно использовать для сценариев автоматизации в виде параллельного учета и трансформации.

Для применения сценария гармонизации учета под МСФО использование второй подсистемы (как и второго плана счетов) не требуется, однако и функциональности в типовой конфигурации программных продуктов для этого недостаточно. И существующую систему учета придется доработать.

Основываясь на нашем опыте реализации проектов, можем сказать, что задача перехода предприятия на МСФО в целом и автоматизация учета по МСФО в частности – совсем не новая и вполне решаемая.

В следующей статье мы расскажем, что предприятию необходимо подготовить, чтобы начать проект автоматизации учета по МСФО.

Ближайший к вам офис в г.Киев
Если это не так, выберите город, который ближе к вам.
Днепр
Харьков
×
×
Заказать
Имя*
Фамилия*
Эл. почта*
Телефон*
Город*
Компания*
Коментарии